«JAWA» 50 typ 05 – первая двухместная модель мопедов «JAWA». Аппарат полностью разработан инженерами Поважского машиностроительного завода, на
котором выпускались микролитражные мотоциклы «JAWA» в городе Поважска Быстрица, Словакия.
Так появилась мотороллерная разновидность модели
с форсированным двигателем, мощность которого была доведена до З л.с. Для этого перешли на новый карбюратор, подняли степень сжатия, ввели взамен короткого цилиндрического глушителя новый: длинный, сигарообразной формы. Кроме того, взамен «насыпного» внедрили более надёжный шатунный подшипник
с иглами, заключёнными в сепаратор. И еще одно новшество – более совершенный генератор переменного тока.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Изменения коснулись и подвески заднего колеса. Вместо одной центральной она получила две боковые пружины, которые работали в паре с телескопическими
гидравлическими амортизаторами. Под седлом освободилось пространство, где удобно разместился бензобак увеличенного объёма. Езда на машине стала комфортабельнее, чем на предыдущих моделях «Пионер».
После всех нововведений машина стала на 9 кг тяжелее, а новое седло позволяло ездить на ней уже вдвоём, соответственно, инженерам пришлось увеличить профиль шин.
Вскоре, однако, стало ясно, что для двухместной машины нужна и более совершенная передняя вилка и более мощный двигатель. Внедренная в 1966 году новая вилка уже имела гидравлические амортизаторы. Цилиндр двигателя стал алюминиевым, что означало лучшие условия для охлаждения и возможность дальнейшего (до 3,5 л.с.) увеличения мощности. Появился более эффективный воздушный фильтр с бумажным вкладышем.