Выпуск мопедов «Jawetta», по праву считавшихся младшим братом «Явы», начался в 1958 году в двух версиях:
Мопеды «Яветта» производились на народном предприятии «JAWA» в городе Прага-Нуслих и активно поставлялись в СССР. В то время заводы в Риге и Львове только набирали обороты и не могли перекрыть растущую потребность в этом виде транспорта. Но уже в 1960 – 1970-х годах по объёму выпускаемых мопедов Советский Союз уступал только Японии и Италии и даже поставлял мототехнику в социалистические страны.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
«Jawetta» была маленькой, лёгкой и быстрой. У мопеда чёткие линии, фирменная круглая фара. Штампованная рама аккуратно прячет всю техническую начинку, бардачок и часть двигателя. Мягкая задняя подвеска имеет большие 19-ти дюймовые колёса, барабанные тормоза и педали, как у велосипеда. Весит мопед меньше 50 кг. В случае необходимости привод может осуществляться от педалей, но требует значительных физических усилий.
Мощность двигателя всего 1,5 л.с. В движении «Jawetta» тихая, лёгкая, идёт мягко, отлично слушается руля, топлива тратит не очень много. Но это европейский мопед, который предпочитает твердый грунт.
Стоил он довольно дорого, поставлялся в СССР в небольших количествах, детали были в дефиците, поэтому массовой «Jawetta» не стала, и, тем не менее, её надёжность и долговечность заслуживают уважения.