Мотоцикл «КМЗ» К-1Б «Киевлянин» является почти полной копией немецкого мотоцикла «Wanderer» Sp1 образца 1936 года.
После войны на бывший Киевский бронетанковый завод № 8, на территории которого открылся Киевский мотоциклетный завод, было завезено оборудование, инструмент и чертежи с предприятия Wanderer Werke
из города Хемниц. Комплектующие поставляли из Германии в счет репараций на протяжении трёх лет.
К1Б стал самым первым послевоенным мотоциклом, выпуск которого освоили в СССР в 1949 году.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Мотоцикл оснащён двухтактным одноцилиндровым двигателем. Малокубатурный силовой агрегат имел очень удачную конструкцию, при этом был прост и дешев
в производстве.
Двигатель запускается от вращения педалей, которые также помогали в случае, если мощности не хватало, чтобы въехать в гору. Расход горючего – около 3 л на 100 км. С полным бензобаком мотоцикл мог пройти 320 км при скорости 30 км/ч. Трансмиссия состояла всего из двух скоростей, которые переключались вручную
с помощью рычага на топливном баке.
Особенность К-1Б – спидометр, в который был вставлен счетчик пройденного расстояния. Для езды в тёмное время суток была предусмотрена передняя фара и задний фонарь.
К1Б «Киевлянин» – первопроходец среди советских мотоциклов киевского производства. Агрегат следовало бы называть мопедом, однако тогда такого термина ещё не существовало. По удивительному стечению обстоятельств он появился
в 1951-м – в год, когда «Киевлян» сняли с производства, после чего завод был переведен на выпуск тяжелых мотоциклов
с боковой коляской «М-72». Всего на «КМЗ» было выпущено около 40 тысяч К1Б.