«Рига-1» – первый в СССР полноценный двухскоростной мопед. В качестве технического прототипа взяты мопеды немецкой марки «Simson».
Серийное производство освоено на Рижском мотозаводе «Красная звезда» в 1961 году. До этого в стране подобная техника не производилась.
Мопеды первых лет выпуска оснащались моторами «JAWA». В 1962 году на Шяуляйском велосипедно-моторном заводе «Вайрас» (Литовская ССР) было освоено
производство двухскоростного двигателя Š-50 (копия мотора «JAWA» 552), которыми стали комплектовать мопеды «Рига-1». Коробка передач двигателя двухступенчатая с двухдисковым масляным сцеплением.
В двигатель вмонтированы велосипедные педали,
которые служили для запуска, торможения, а также как вспомогательный привод при езде на подъёмы. Мотор
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
оснащен маховиковым магнето (6 вольт), которое обеспечивало искровое зажигание и питание фары
и заднего фонаря.
«Рига-1» оказался лёгким мопедом – при весе всего 45 кг мог перевозить до 100 кг. Максимальная скорость составляла 40 км/ч.
Первый рижский мопед полюбился населению. С него стартовала целая серия различных моделей, производившихся в Латвийской ССР вплоть до 1998 года. В 1965 году завод начал выпускать усовершенствованную модель «Рига-3».