ЧЕШСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ЗАВОД
В СТРАКОНИЦЕ ČZ «Чезет»

Чешский оружейный завод в Страконице (чеш. Česká zbrojovka Strakonice) — завод по производству мотоциклов в городе Страконице (Чехия).

В 1919 году в пригороде Праги открылось предприятие по производству стрелкового оружия. Первоначально завод назывался Jihočeská zbrojovka (Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 году путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích (Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице).
Торговой маркой компании стала аббревиатура ČZ (ЧеЗет). С момента основания завод выпускал стрелковое оружие,
но в середине 1920-х годов начал осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды. В 1929 году был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объёмом 76 см³, за характерную форму цилиндра прозванный «Kaktus».

Хороший спрос на мотовелосипеды побудил руководство компании к дальнейшему развитию этого непрофильного направления. В 1934 году предприятием в Страконице был выпущен первый мотоцикл ČZ с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 172 см³. В 1936 году освоено производство более мощных мотоциклов объёмом
двигателя 250 см³, а в 1938 году объёмом двигателя 350 см³.

В 1946 году завод был национализирован, производство оружия было прекращено, а оружейный филиал отделился
в компанию Česká zbrojovka Uherský Brod. Завод освоил производство новых моделей мотоциклов. Однако, головным предприятием по производству мотоциклов в ЧССР стала «JAWA». В связи с этим, мотоциклы ČZ были унифицированы
с моделями «JAWA» и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой «JAWA-ČZ». В 1960 году марка ČZ была восстановлена.

Помимо мотоциклов с 1957 по 1964 годы Чешска зброёвка Страконице выпускала мотороллеры Čezeta (Чезета), которые оказались настолько удачными, что их производство по лицензии было организовано в других странах мира, в том числе в Новой Зеландии. Мотоциклы ČZ и мотороллеры Čezeta экспортировались в СССР, где пользовались достаточно высоким спросом.

Мировую известность мотоциклам ČZ принесли успехи в спорте, в особенности в мотокроссе. В 1962 году предприятие выпустило кроссовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 250 см³. На этом мотоцикле
бельгийский гонщик Жоэль Робер завоевывал титулы чемпиона мира в 1964, 1968 и 1969 годах. В 1964 году на нём же третье место в чемпионате мира занял Виктор Арбеков. А в 1965 году он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу. В классе 500 см³ на мотоцикле ČZ чемпионом мира по мотокроссу в 1967 и 1968 годах становился гонщик из ГДР Пауль Фридрихсен. С 1947 по 1982 год команда Чехословакии на мотоциклах ČZ неоднократно побеждала и в шестидневных соревнованиях Эндуро.

В 1992 году предприятие было преобразовано в акционерное общество. Распад СЭВ и Чехословакии вызвал серьезные трудности со сбытом мотоциклов. В начале 1990-х предприятие выкупила итальянская компания «Cagiva», и наладила
на предприятии производство собственных моделей мотоциклов «Roadster» 125 и W8. Однако, в 1998 году компания была вынуждена прекратить производство мотоциклов в Чехии.

Сегодня предприятие в Страконице называется ČZ a.s. и производит турбонагнетатели для автомобилей и вилочные погрузчики DESTA.
МОДЕЛИ ЗАВОДА
Made on
Tilda