В 1928 году немецкая фирма «Wanderer», не выдержав конкуренции с «BMW», решила перейти на выпуск автомобилей.
В это же время в Чехословакии владелец оружейного завода Франтишек Янечек ввиду сокращавшихся военных заказов решил переориентироваться на выпуск мотоциклов, и в 1929 году купил у «Wanderer» лицензии на новейшую
500-кубовую модель.
Janechek + Wanderer = JaWa – эти четыре буквы красовались на бензобаке первого чехословацкого мотоцикла.
В годы войны заводы «JAWA» производили и ремонтировали военную технику для Вермахта. В 1945 году началась сборка мотоциклов довоенного образца, а в 1946 году на Парижском автосалоне дебютировала спроектированная
и испытанная в годы войны «JAWA» 250.
Чуть позже производство мотоциклов было развёрнуто на бывшем оружейном заводе ČZ (Чезет) в городе Страконице.
В 60-х годах головной завод объединения «JAWA» в Праге перепрофилировали под производство полупроводников,
и производство мотоциклов перевели в город Тинец-над-Сазавоу, а изготовление двигателей, передних вилок и ступиц колес было отдано заводу ČZ. Мотоциклы «JAWA» также изготовляли в словацком городе Поважске Быстрице, а с 1964 года – в чешском городе Дивишев на заводе, ранее выпускавшем спортивные мотоциклы «ESO».
В 1950-х годах мотоциклы «JAWA» продавались уже в 112 странах мира, хотя более 30 лет в производственной линейке чешского предприятия были всего две модели — младшая «JAWA» 250 и старшая «JAWA» 350, но их заводские индексы менялись с невероятной скоростью.
Примечательны успехи конструкторов «JAWA» и на спортивных трассах.
В середине 50-х годов начался экспорт продукции в Советский Союз, где «JAWA» быстро завоевала популярность, а СССР на долгие годы стал главным покупателем чехословацких мотоциклов, заложив прочный фундамент для развития
и модернизации народного предприятия.
После распада в 1991 году Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) объёмы производства резко сократились, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить незначительное производство мотоциклов оригинальной конструкции.