НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «JAWA»

За всю историю производства мотоциклов существовало более 2500 фирм-изготовителей по всему миру. Но лишь некоторым удалось стать знаменитыми и заслужить славу. Один из знаковых мотозаводов учредил в 1929 году в Праге чех Франтишек Янечек.
В 1928 году немецкая фирма «Wanderer», не выдержав конкуренции с «BMW», решила перейти на выпуск автомобилей.
В это же время в Чехословакии владелец оружейного завода Франтишек Янечек ввиду сокращавшихся военных заказов решил переориентироваться на выпуск мотоциклов, и в 1929 году купил у «Wanderer» лицензии на новейшую
500-кубовую модель.

Janechek + Wanderer = JaWa – эти четыре буквы красовались на бензобаке первого чехословацкого мотоцикла.

В годы войны заводы «JAWA» производили и ремонтировали военную технику для Вермахта. В 1945 году началась сборка мотоциклов довоенного образца, а в 1946 году на Парижском автосалоне дебютировала спроектированная
и испытанная в годы войны «JAWA» 250.

Чуть позже производство мотоциклов было развёрнуто на бывшем оружейном заводе ČZ (Чезет) в городе Страконице.
В 60-х годах головной завод объединения «JAWA» в Праге перепрофилировали под производство полупроводников,
и производство мотоциклов перевели в город Тинец-над-Сазавоу, а изготовление двигателей, передних вилок и ступиц колес было отдано заводу ČZ. Мотоциклы «JAWA» также изготовляли в словацком городе Поважске Быстрице, а с 1964 года – в чешском городе Дивишев на заводе, ранее выпускавшем спортивные мотоциклы «ESO».

В 1950-х годах мотоциклы «JAWA» продавались уже в 112 странах мира, хотя более 30 лет в производственной линейке чешского предприятия были всего две модели — младшая «JAWA» 250 и старшая «JAWA» 350, но их заводские индексы менялись с невероятной скоростью.

Примечательны успехи конструкторов «JAWA» и на спортивных трассах.

В середине 50-х годов начался экспорт продукции в Советский Союз, где «JAWA» быстро завоевала популярность, а СССР на долгие годы стал главным покупателем чехословацких мотоциклов, заложив прочный фундамент для развития
и модернизации народного предприятия.

После распада в 1991 году Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) объёмы производства резко сократились, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить незначительное производство мотоциклов оригинальной конструкции.
МОДЕЛИ ЗАВОДА
Made on
Tilda