История возникновения Санкт-Петербургского завода «Красный Октябрь» связана с началом электрификации Санкт-Петербурга. Электротехнический завод «В. Савельев и Ко», основанный в 1891 году, стал одним из первых в новой отрасли промышленности — электротехнической.

Во время Первой мировой войны завод освоил производство подрывных машинок для детонации запалов и прочей оборонной продукции. В 1915 году Савельев объединяет свой завод с товариществом «Бюро измерительных приборов».
В 1919 году «В. Савельев и Ко» был национализирован и переименован в «Красный Октябрь». В первую пятилетку сменил профиль с электротехники на моторно-тракторный. С целью дальнейшего развития в 1927 году было принято решение
о слиянии «Красного Октября» с мотоциклетным заводом им. Зиновьева (бывший «Русский Рено»), который на тот момент бездействовал. В 1930-х годах «Красный Октябрь» выпускал запасные части к автомобилям. С 1932 года началось изготовление различных узлов и агрегатов для первых отечественных, строившихся крупносерийно, танков Т-26 (затем для БТ-2, БТ-5, Т-28 и опытных Т-34). Завод освоил производство боеприпасов, ремонтировал авиамоторы, одновременно с основной продукцией выпускались запасные части для тракторов «Фордзон-Путиловец», «Джон Дир», «Катерпиллер», «Интернационал».

В сентябре 1939 года завод был переведён в Наркомат авиационной промышленности, и в 1940 году должен был приступить к производству авиационных моторов М-105 конструкции Климова. Но до начала блокады завод успел выпустить лишь 68 авиамоторов.

Во время Великой Отечественной предприятие было эвакуировано в Уфу, где было налажено производство поршневых авиамоторов для Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, Пе-2, ЛаГГ-3, Ер-2 и других боевых самолётов.

В 1946 году на заводе было основано конструкторское бюро под руководством Владимира Яковлевича Климова. Впоследствии ОКБ выделилось в самостоятельный Опытный завод № 117, ныне ОАО «Климов». С 1950 года «Красный Октябрь» осваивает серийное производство двигателей для первых серийных реактивных истребителей. Более 30 лет, до 1992 года, завод изготавливал жидкостные ракетные двигатели и бортовые источники питания для ракетно-зенитных комплексов, противоракет, межконтинентальных баллистических ракет, а на их основе геофизических ракет
и космических ракет-носителей. 1 мая 1960 года американский самолёт-шпион «У-2» был сбит ракетой с двигателем завода «Красный Октябрь».

В начале 1970-х годов в СССР началось серийное производство нового оружия — боевых вертолётов «Ми-24А». Для боевых вертолётов «Красный Октябрь» изготавливает главные редукторы, автоматы перекоса и хвостовые трансмиссии.

Мототехника и минисельхозтехника также стала традиционной продукцией «Красного Октября». В 1930 году был налажен выпуск первых отечественных серийных мотоциклов Л-300 «Красный Октябрь» («Ленинградский 300-кубовый»). В 1940 году производство последней модели Л8 было передано в Ижевск и Серпухов, где она выпускалась под другими марками. В 1956 году было налажено производство двигателей серии «Д» для мотовелосипедов, мопедов, мотонасосов
и другой техники. С 1985 года налажен выпуск мотоблоков «Нева», а также разнообразного навесного оборудования.

Сейчас, помимо мотоблоков, специализированное дочернее предприятие ЗАО «Красный Октябрь – Нева» разрабатывает и серийно выпускает четырёхтактные двигатели, мотокультиваторы и другие агрегаты.
ЗАВОД "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ"
МОДЕЛИ ЗАВОДА
Made on
Tilda