Мотозавод «Саркана звайгзне» (латыш. Sarkanā zvaigzne – «Красная звезда») – крупнейший производитель мопедов в Советском Союзе.
Завод был основан в 1927 году. До национализации в 1940 году предприятие занималось производством дорожных велосипедов. В 1929 – 1930 годах входило в состав
акционерного сообщества «Омега», которое конкурировало
с другой известной рижской фирмой по производству велосипедов «Латвелло». После выхода из состава «Омеги»
в 1930 году фирма получила название «Густав Эренпрейс»
в честь нового руководителя, и на протяжении 1930-х годов специализировалась на изготовлении велосипедов
несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые собирали в Латвии в основном из импортных деталей.
Торговый договор с СССР позволил предприятию экспортировать велосипеды в Советский Союз. В общей сложности
с 1927 по 1940 год было выпущено 182 тысячи велосипедов.
В 1940 году предприятие было национализировано и получило новое название — Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». Сразу же началась реконструкция главного на тот момент велосипедного предприятия страны, которое по проекту должно было выйти на показатель 100 000 велосипедов в год. Но по факту первый этап
реконструкции начался только в 1946 году и был завершён уже 1 апреля 1947 года. Предусмотренная проектная мощность (100 000 велосипедов в год) была достигнута в 1949 году. В 1960 году на фабрике было изготовлено 220 000 велосипедов.
В середине 1950-х годов производство было перепрофилировано. К 1958 году мужские велосипеды марки «Рига-16» стали комплектовать мотором Д-4, а в 1961 году в связи с переориентацией на производство мотовелосипеда «Гауя» выпуск дорожных велосипедов был прекращен.
В 1980-х годах «Саркана звайгзне» выпускал дорожные и спортивные модели мопедов и мотоциклов, запасные части,
в том числе для сельхозтехники. С 1984 года предприятие начало поставки продукции на экспорт в социалистические страны.
В 1990-х годах власти независимой Латвии пытались перепрофилировать производство, но выжить в новых экономических условиях предприятие не смогло, и в 1998 году было закрыто. Сегодня часть цехов снесена, остальные находятся в запущенном состоянии или переоборудованы под офисные помещения.